Объединение РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ
Руководитель объединения Серков С.Н.
Сергей Никифорович родился в г.Барнауле. Его отец, фронтовик, работал на Котельном заводе, мать была служащей. Серёжа, единственный и поздний ребёнок в семье, жил с родителями в частном доме. С детства мальчик помогал отцу изготавливать различные приспособления для небольшого огорода, любил работать с инструментами в отцовском сарае. Он хорошо помнит, как вместе с отцом мастерил небольшие корабли и самолёты. До восьмого класса Серёжа учился в школе №51. а в 9-10 классе - в школе № 73. Хорошо успевал по предметам, посещал занятия в фото- и авиа кружках, занимался спортом, много читал, мечтал стать лётчиком. В старших классах, чтобы стать ближе к осуществлению своей мечты, окончил двухгодичную школу юных лётчиков при Барнаульском высшем военном авиационном училище. Судьба Сергея сложилась таким образом, что он не смог поступить в авиационное училище, не прошёл медкомиссию по зрению и в 1972 г. стал студентом Рижского института инженеров гражданской авиации. Сергей Никифорович вспоминает, что во время учёбы в институте был членом студенческого научного общества любил конструировать радиоприборы и проводить с ними эксперименты (сконструированный им «толщиномер» он использовал в качестве основы для написания дипломной работы). В 1978 г. успешно окончив институт и приобретя специальность инженера по технической эксплуатации авиационного радиооборудования, Сергей Никифорович возвратился в родной Барнаул и устроился инженером ОТК на Барнаульское авиапредприятие. В 1981 г. Серков С.Н. пришел работать в Дом пионеров и школьников Ленинского района г. Барнаула руководителем авиамодельного объединения, а с 1985 г. стал руководителем радиотехнического объединения. В 1996 г. он перевёлся в Центр детско-юношеского технического творчества Ленинского района, где работает и сейчас. На своих занятиях Сергей Никифорович создаёт все условия для того, чтобы ребята почувствовали успешность своей деятельности, увидели её результат. Он глубоко убеждён, что только таким образом можно стимулировать учащихся к творчеству и по-настоящему заинтересовать предметом. Педагог применяет новые технологии обучения, организуя учебный процесс таким образом, что во время занятия более опытные учащиеся передают свои знания новичкам, старается быть для ребят старшим товарищем и советчиком.
Благодаря ему, открытому и доброжелательному человеку, в объединении царит атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. Сергей Никифорович признаётся, что время, когда он начинал работу руководителя, в большей степени способствовало поддержанию интереса к радиотехнике. Тогда компьютеры были редкостью, в продаже было немного электрифицированных игрушек, поэтому изделия, изготавливаемые в объединении, привлекали внимание своей необычностью, оригинальными техническими решениями, ребята с гордостью могли показать свои работы сверстникам. В наши дни ситуация сильно изменилась - теперь сложно кого-либо удивить «самодельными» конструкциями и играми, они не могут конкурировать с современными игровыми компьютерными технологиями, с разнообразием относительно дешёвой многофункциональной бытовой техники. Это предъявляет новые требования к разработке методик формирования мотивации, заставляет педагога искать новые пути для сохранения контингента ребят. Сергей Никифорович много времени тратит на формирование материальной базы объединения, поддерживая отношения с представителями промышленных и торговых организаций, которые отдают ребятам устаревшее или неисправное оборудование, становящееся источником деталей и блоков для новых изделий. Сергей Никифорович щедро делится богатым педагогическим опытом. Он является постоянным участником программы «Техническое творчество - сельским школьникам». С 1995 г. в составе группы методистов и педагогов посетил районы Алтайского края: Алейский, Баевский, Быстроистокский, Завьяловский, Кытмановский, Мамонтовский, Петропавловский, Романовский, Родннский, Рсбрихинский, Рубцовский, Шелаболихинский, Усть-Пристаньский, Усть-Калманский и другие. В Российском научно-техническом журнале «Радио», №2, 1999 г. была опубликована статья Серкова С.Н. «Электронный барабан» с описанием конструкции оригинального малогабаритного устройства для игры «Поле чудес». Серков С. Н. разработал интегрированную образовательную программу, с которой в 1997 г. занял I место на краевом конкурсе образовательных программ по техническом творчеству. К Сергею Никифоровичу творческому, увлечённому педагогу, прививающему ребятам любовь к радиотехнике как к полезному в жизни занятию, прекрасно относятся ребята, он пользуется уважением коллег, его опыт может быть применён в работе педагогов учреждений дополнительного образования.
Ученики Сергея Никифоровича ежегодно участвуют в конкурсах, олимпиадах, выставках, где демонстрируют хорошие результаты. Первых значительных успехов воспитанники Сергея Никифоровича добились в 1995 г. на Краевом конкурсе радиотехнических кружков. Климов Дмитрий занял II место в разделе «Связь и спортивное оборудование». Упоров Алексей стал лидером в разделе «Электроника на службе быта и развлечений», Девятьяров Роман занял I и III места в номинациях «Электроника для информатики и статистики» и «Контрольно- измерительные приборы». В 1995 г. Девятьяров Роман совместно с Серковым С.Н. получили удостоверение на рационализаторское предложение, изготовив «Пульт для проверки и изучения цифровых микросхем ТТЛ». Ученики Сергея Никифоровича всегда представляют свои проекты на краевом конкурсе техников, рационализаторов, изобретателей и конструкторов «Универсал»: 2000 г. - Демченко Павел, I место, «Программируемый переключатель гир¬лянд»; Демченко Александр, II место, «Радиомикрофон»: 2002 г. - Демченко Павел. II место «Кто быстрее»; 2004 г. - Демченко Павел. I место в старшей возрастной группе, «Сторожевое устройство»; Демченко Александр - I место в младшей возрастной группе, «Устройство управления приборами с помощью компьютера»; 2006 г. - Степченко Артем, диплом I степени. «Программно-управляемый манипулятор». Демченко Павел с проектом «Электронный барабан» удостоен III места на Всероссийской выставке технического творчества учащихся начального профессионального и дополнительного образования к 2004 г. Павел имеет грамоты краевого конкурса для одарённой молодёжи и школьников «Будущее Алтая» за 2004, 2005 гг., он - стипендиат администрации г. Барнаула 2003-2004. 2004-2005 учебных годов. После окончания школы Павел поступил на радиофизический факультет АлтГТУ. Обучающиеся Серкова С.Н. ежегодно принимают участие в краевом конкурсе юных радиотехников, где занимают призовые места. Итоги их выступлений только в командном зачете за последние пять лет выглядят следующим образом: 2006 г. - лидируют в старшей и младшей возрастных группах; 2007, 2008 гг., - победители в обеих возрастных группах; 2009 г. - И место в младшей и I место в старшей возрастных группах; 2010 г.- I места в старшей и младшей возрастных группах. С 2002 т. воспитанники Сергея Никифоровича участвуют в краевом заочном конкурсе «Знатоки техники», по результатам которого каждый год входят в число призёров. Ребята из объединения радиотехники Демченко Павел в 2003 г. и Муромских Александр в 2008 г. были участниками Всероссийской смены юных техников в детском оздоровительном Центре «Орлёнок». В 2009 г. обучающийся объединения Тумашев Виталий (г. Барнаул, гимназия № 79, 8 класс) стал лауреатом премии для поддержки талантливой молодёжи, учреждённой Правительством России по указу Президента РФ в размере тридцати тысяч рублей, как победитель краевого смотра-конкурса юных радиотехников. Со многими из своих бывших учеников Сергей Никифорович поддерживает отношения и сейчас, став взрослыми, они часто приходят к своему наставнику. Девятьяров Роман работает па предприятии по ремонту радиэлектроники «Рембыттехника», Фаненштиль Евгений занимается ремонтом бытовой техники. Вастьянов Василий работает в фирме по установке сигнализации и видеонаблюдения - эти и другие ребята пошли по стопам учителя и связали свою судьбу с радиотехникой.