Объединение СТОЛЯР-КОНСТРУКТОР
Руководитель объединения Тепляков С.А.
Тепляков Сергей Анатольевич – человек интересный и разносторонний: окончил музыкальную школу, занимался велоспортом, любит природу, путешествия, музыку и литературу. Он начал кадровым военным: после окончания Коломенского артиллерийского училища служил в Потсдаме, после – на Магдебургском полигоне, затем в артиллерийском училище в Одессе, в Афганистане. Более пятнадцати лет Сергей Анатольевич руководит объединением «Столяр-конструктор». На занятиях ребята делают игры и тренажёры для развития памяти, силы и ловкости; приборы и приспособления для использования в школьном образовательном процессе; игрушки; подарки для мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестёр. Древесина проста и удобна в обработке, и даже новичок может изготовить разнообразные по назначению, размеру и форме изделия. Ребятам, а в основном это подростки, интересно учиться у такого опытного наставника. Комплектование учебных групп осуществляется основе собеседования и предполагает обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, приспособление (адаптацию) обучения к особенностям различных групп обучающихся.
Педагог создаёт условия для творческого самовыражения школьников, учит их преодолевать трудности, приобщает к здоровому образу жизни, являясь примером для подражания буквально во всём. Под руководством Сергея Анатольевича разработаны и изготовлены физкультурные тренажёры и различные развивающие игры и головоломки, с помощью которых педагог проводит соревнования и спортивные перемены. Такая форма воспитания, в основу которой положен известный педагогический принцип чередования умственной и физической деятельности, способствует лучшему усвоению изложенного материала, развитию интереса к столярному конструированию, совершенствованию физических качеств, развитию коммуникативных навыков подростков. По мнению педагога, комплексный подход к воспитанию подростков предусматривает выработку не только физических, но и морально-волевых качеств человека. Поэтому особое место уделяется патриотическому и нравственному воспитанию детей. В объединении проводятся тематические встречи и вечера с участниками Великой Отечественной войны и кадровыми военными, практикуются посещения музея воин — интернационалистов. Педагогу удаётся сплотить ребят в дружный коллектив, привить им любовь к работе и к творчеству. В объединении работают под девизом: «Добивайся цели, и всё получится!».
Сергей Анатольевич использует в работе технологию личностно- ориентированного обучения с целью развития индивидуальных особенностей каждого ребёнка, его самоопределения и самореализации, много внимания уделяя развитию памяти, внимания, и мышления ребят. Образовательный процесс в объединении построен на диалоге обучающегося и педагога и направлен на совместное конструирование. При этом обязательно учитываются при составлении вопросов для проведения беседы, решения кроссвордов или проведения дидактических игр индивидуальная избиратель¬ность обучающегося к содержанию, виду и форме учебного материала, его стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением. Технология проблемного обучения, используемая педагогом, предполагает развитие познавательных и творческих способностей школьников, создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. Ставя перед ребятами какую-либо обучающую задачу, Сергей Анатольевич заранее предусматривает наличие в ней исследовательско-поискового элемента. В практике объединения решаются конструкторские задачи, предполагающие внесение изменений и дополнений в существующие технические устройства и создание новых. В результате - творческое овладение обучающимися профессиональными знаниями, навыками, умениями, развитие их мыслительных способностей. Успех обучения в значительной степени зависит от выбора объектов труда, которые должны быть привлекательными и доступными для ребят. Кроме того, важно, чтобы изготовление изделий не требовало дорогостоящих инструментов.
Планируя занятия, Сергей Анатольевич всегда чётко продумывает формы их проведения. Обучающая деятельность в объединении осуществляется преимущественно через практику, и педагог следит за тем, чтобы она соотносилась по времени с теорией. Познавательная беседа занимает обычно 10-15 минут занятия и предусматривает демонстрацию опытов, анализ модели, обсуждение технологических приёмов изготовления изделия, оценку качества и так далее. Педагог заранее готовит необходимые иллюстративные пособия и инструменты (таблицы, карточки, чертежи, образцы и фотообразцы изделий). Вариативность работы - одно из непременных условий деятельности обучающихся в объединении. Наряду с групповыми формами работы педагог использует индивидуальные задания с тем, чтобы создать оптимальную ситуацию для развития детей как с ярко выраженными, так и с пониженными техническими способностями и творческими возможностями. Особое внимание уделяется формированию культуры труда, соблюдению правил безопасности, содержанию в порядке рабочего места, экономному расходованию материалов. В рамках контроля усвоения изученного материала педагог проводит викторины, тесты, зачёты по темам, ребята готовят рефераты, доклады. На итоговое занятие Сергей Анатольевич обычно приглашает родителей, проводит выставку, где помещаются изделия ребят из объединения, отличившимся вручаются памятные подарки, сувениры, грамоты, дипломы и т.д.
Воспитанники Сергея Анатольевича принимают активное участие в краевых выставках и конкурсах: в краевой выставке по начальному техническому моделированию «Твори, выдумывай, изобретай!», проходившей на базе АКЦИТР в феврале 2004 г, I место в разделе «Юный конструктор» заняли Дернов Коля и Дворядкина Инна, авторы развивающей игры «Друг»; Шатохин Алёша и Морозова Лена заняли - I место в разделе «Мир игрушки» за изготовление игры «Акробаты»: Николаев Ваня и Цыгвинцев Ян заняли - II место за работу «Сплав по Катуни»; в краевом конкурсе техников-изобретателей «Универсал» (2004 г.) обучающиеся объединения Гребёнкин Женя, Коваленко Юра, Крючков Юра стали обладателями I места в секции «Механические приборы и конструкции» с изделием «Стробофильмоекоп»; Кислицин Вениамин и Шатохин Алёша получили I место в секции «Технические изделия прикладного назначения» за работу «От волчка до гироскопа»: в краевом конкурсе «Универсал» (2006 г.), в секции «Механические приборы и конструкции» диплом I степени завоевал коллектив обучающиеся из объединения в составе: Никонов Слава, Головишии Ваня, Дернов Коля за изготовление «Спортивно- оздоровительного тренажёра БКСУ»; в краевом конкурсе «Универсал» (2008 г.) в секции «Технические изделия прикладного назначения» Кондратов Антон получил диплом II степени за машину «Цирк», а в краевой выставке «Чудо-дерево» (2008 г.) в разделе «Игрушка» он стал обладателем II места.
Тепляков С.А. принимает активное участие в реализации краевых программ Алтайского краевого центра информационно-технической работы «Техническое творчество - сельским школьникам» и «Ступени педагогического мастерства». В течение многих лет (с 2000 г.) Сергей Анатольевич выезжал в составе группы специалистов по техническому творчеству в 36 районов края, где проводил практикумы и мастер-классы для педагогов с целью оказания методической и практической помощи по организации работы объединений столярного конструирования, занимательные игры и конкурсы для школьников. Программа, по которой работает Тепляков С.А. предусматривает гармоничное (не только интеллектуальное, но и физическое) развитие детей и подростков. В 2003 году Сергей Анатольевич принимал участие в краевом конкурсе образовательных программ технической направленности, в 2004 г. - в краевом конкурсе методических разработок но развитию технического творчества. В октябре 2004 года для слушателей курсов АКИПКРО, педагогов дополнительного образования по деревообработке, провёл практическое занятие по теме «Обучение с увлечением в объединении столярного конструирования через изготовление занимательных игр и применение их в образовательном процессе». В ноябре 2008 г. на курсах повышения квалификации выступил с темой «Применение игровых технологий в работе педагога дополнительного образования». Программно-методический материал Теплякова С.А. востребован педагогами дополнительного образования края, изучается и применяется в образовательном процессе учреждений дополнительного образования.