ИСТОРИЯ ЦЕНТРА
Время заполнено событиями столь же реально,
как пространство заполнено материей и энергией. (В.И.Вернадский)
Организация детского технического творчества детей и подростков в России относится к началу 20-х годов. Его первые ростки обнаруживаются уже в 1920-1921 годах в трудовых кружках – столярных, слесарных, переплетных, работавших в школах и детских домах. В 1923 году по стране в большом количестве открываются Дома пионеров, в которых действуют технические кружки – электротехнические, теплотехнические, авиамодельные. Создается Общество друзей воздушного флота, положившее начало массовому развитию авиамодельных кружков организовал С.А.Яковлев, впоследствии ставший генеральным конструктором самолетов. В октябре 1924 г. в Москве проводятся первые городские соревнования авиамоделистов-школьников, и в это же время в Туле проходит первая выставка детского технического творчества. В октябре 1926 г. по инициативе комсомола при активной поддержке Н.К.Крупской в Москве открывается Центральная детская техническая станция - специализированный организационно-методический и консультационный центр.
Большое влияние на развитие детского технического творчества в стране оказало постановление ЦК ВКП(б) от 25 июня 1928 г. «О состоянии и ближайших задачах пионердвижения», в котором говорилось, что «используя интерес ребят к труду, необходимо учить их работать сообща, воспитывать у них умение организовать труд и работать по плану (предварительные заготовки расчетов и чертежей, бережное отношение к инструменту, материалу и т.д.). Эта работа должна быть широко поставлена по линии развития всякого рода кружков юных техников, радиолюбителей, химиков, электротехников». 21 апреля 1932 г. было принято постановление правительства, которое указывало на необходимость создания в стране широкой сети детских технических станций, организацию их в каждом городе и районе. В соответствии с этим постановлением создаются внешкольные учреждения и на Алтае, где в сентябре 1937 г. была образована самостоятельная административная единица – Алтайский край. В г.Барнауле начала действовать краевая станция юных техников. К этому времени в школах краевого центра и некоторых районов работали кружки «Умелые руки», слесарные, столярные и другие.
Для оказания технической консультации в августе 1938 г. было решено организовать при краевом аэроклубе авиамодельную лабораторию, которая стала центром развертывания авиамоделизма в крае среди школьников. В соответствии с постановлением ЦК ВЛКСМ от 3 ноября 1939 г. «О всесоюзных оборонных соревнованиях пионеров и школьников» в школах края началась массовая подготовка к соревнованиям по военно-прикладным видам спорта. По всей стране проводятся олимпиады и смотры детского технического творчества, отражающие передовую технику того времени. В 1940 г. в стране насчитывается уже около тысячи станций юных техников, свыше тысячи Дворцов и Домов пионеров, имеются отделы техники, работают 18 детских железнодорожных дорог, 2 детских порта, 10 детских речных флотилий, интенсивно возрастает численность технических кружков в школах.
В конце 40-х – начале 50-х годов в работе с детьми по технике в стране и в нашем крае уделяется большое внимание механизации и электрификации сельского хозяйства, созданию новых конструкций сельскохозяйственного оборудования, различных приспособлений, продолжают действовать многочисленные трудовые кружки: слесарные, токарные, столярные, переплетные и т.п. Новый период в развитии детского технического творчества в конце 50-х – начале 60-х годов совпадает с усилением внимания государства к науке и технике. Изданный закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» указывал, что еще более широко следует развивать различные формы самодеятельности молодежи в области техники. Изменилось не только содержание, но и методы обучения в целях всемерного развития инициативы учащихся. ЦК КПСС в тезисах по вопросам перестройки школы подчеркивал: «Особенно важно широко развивать в школах техническое изобретательство, работу учащихся по созданию новых приборов и моделей, технических устройств».
В конце 40-х – начале 50-х годов в работе с детьми по технике в стране и в нашем крае уделяется большое внимание механизации и электрификации сельского хозяйства, созданию новых конструкций сельскохозяйственного оборудования, различных приспособлений, продолжают действовать многочисленные трудовые кружки: слесарные, токарные, столярные, переплетные и т.п. Новый период в развитии детского технического творчества в конце 50-х – начале 60-х годов совпадает с усилением внимания государства к науке и технике. Изданный закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» указывал, что еще более широко следует развивать различные формы самодеятельности молодежи в области техники. Изменилось не только содержание, но и методы обучения в целях всемерного развития инициативы учащихся. ЦК КПСС в тезисах по вопросам перестройки школы подчеркивал: «Особенно важно широко развивать в школах техническое изобретательство, работу учащихся по созданию новых приборов и моделей, технических устройств».
В конце 40-х – начале 50-х годов в работе с детьми по технике в стране и в нашем крае уделяется большое внимание механизации и электрификации сельского хозяйства, созданию новых конструкций сельскохозяйственного оборудования, различных приспособлений, продолжают действовать многочисленные трудовые кружки: слесарные, токарные, столярные, переплетные и т.п. Новый период в развитии детского технического творчества в конце 50-х – начале 60-х годов совпадает с усилением внимания государства к науке и технике. Изданный закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» указывал, что еще более широко следует развивать различные формы самодеятельности молодежи в области техники. Изменилось не только содержание, но и методы обучения в целях всемерного развития инициативы учащихся. ЦК КПСС в тезисах по вопросам перестройки школы подчеркивал: «Особенно важно широко развивать в школах техническое изобретательство, работу учащихся по созданию новых приборов и моделей, технических устройств».
В эти годы техническое творчество на Алтае поднимается на новую, более высокую ступень, проводятся соревнования по модельным видам спорта (авиа, авто, судо), радиолюбительство в школах и во внешкольных учреждениях приобретает массовость. С каждым годом увеличивается число внешкольных учреждений. В 1975 г. в крае работало 9 станций юных техников. 36 Домов пионеров. В 1988 г. на Алтае действовало уже 10 станций юных техников, 7 профсоюзных клубов юных техников, 71 Домов пионеров, где имелись технические кружки, во многих средних и восьмилетних школах велась внеклассная работа по технике. 1 сентября 1988 года в Ленинском районе г.Барнаула была открыта станция юного техника, которая располагалась в четырехкомнатной квартире по улице Гущина, 167. На базе СЮТ начинали работать скружки авиа, картинг, автомоделизм, радиотехника. В 1991 году СЮТ переезжает в новое помещение, где занимает первый этаж жилого дома по улице А.Петрова, 184-а. Педагогические кадры расширяются, начинают работу вновь открывшиеся кружки: фото, информатика, электроника, резьба по дереву, радиомеханика, механическая игрушка, начальное моделирование транспортной техники.
В 1992 году СЮТ (станция юного техника) переименовывается в ЦТТУМ (Центр технического творчества учащихся и молодежи), руководители Центра получили статус педагогов дополнительного образования. В 1994 году ЦТТУМ переименовывается в ЦД(Ю)ТТ (Центр детского (юношеского) технического творчества). К этому времени открываются новые объединения: столяр-конструктор, техническое моделирование, мотосекция, судомоделизм, пожарно-прикладной спорт, воздушные змеи, ДЮП. На сегодня в Центре детского (юношеского) технического творчества работают 26 педагогов дополнительного образования, включая совместителей. Профессиональные качества педагогов позволяют организовать работу с детьми на должном уровне. Всем известно, что техническое творчество переживает кризисную ситуацию и держится на энтузиазме педагогов, которые работают в этом направлении десятки лет и «прикипели» душой. Именно из среды детей занимающихся технической самодеятельностью, вырастают будущие умельцы, мастера, изобретатели, а, по большому счету, молодые граждане России, готовые к созидательному труду на благо Родины.